Он был очень популярен в движении хиппи в 60-х и 70-х годах 20 века. Благодаря такому окрашиванию тканей на одежде молодых людей появились яркие, психоделические, флуоресцентные эффекты.
Батик — что это такое, описание техники росписи по ткани, необходимые материалы и инструменты
Существуют различные способы декорирования материала, один из самых популярных — батик. Это название относится к росписи вручную по ткани с использованием так называемых резервуарных составов. Дизайны ручной работы не только красивы, но и привлекают внимание. Они также являются отличным способом провести свободное время и погрузиться в мир искусства.
Термин «батик» — это общий термин для обозначения различных методов ручной росписи по ткани. Эта техника основана на принципе резервирования, т.е. покрытия специальной смесью тех участков материала, которые должны остаться неокрашенными для достижения желаемого дизайна. Для того чтобы получить четкие контуры (края), используется специальный фиксатор, так называемый «резерв», который изготавливается на основе бензина, парафина или воды.
Техника основана на том, что резиновый клей, парафин и некоторые виды смол и лаков, нанесенные на материал, не пропускают пигмент. Ткани, расписанные в технике батика, — это хлопок, шелк, шерсть и синтетика. Существуют различные виды батика, используемые для изготовления одежды с окрашенной поверхностью, например, футболок.
История
Остров Ява (Индонезия) считается родиной ручной росписи по тканям резервами. В переводе с яванского техника батика означает «восковые капли». Этот вид живописи издавна известен у народов современной Индонезии и Индии. Вообще, люди рисовали картины на ткани с незапамятных времен. Различные методы росписи ткани были известны в Шумерии, Японии, Перу, Индокитае, Шри-Ланке и некоторых африканских странах.
Хотя роспись ткани была известна в различных регионах мира, Ява считается колыбелью батика в современном понимании этой техники. Мастера этого индонезийского острова смогли достичь небывалых высот и усовершенствовать окраску тканей. За короткое время им удалось превратить это искусство в искусство. На изготовление одной ткани могут уходить месяцы и даже годы. Это связано с многоэтапной подготовкой ткани: Окунание, кипячение, отбеливание, длительный процесс окрашивания воска, окрашивания, сушки.
Из-за длительного процесса сначала одежду с узорами батика носили только дворяне. Яванские мастера использовали хлопчатобумажные ткани и передавали секреты искусства из поколения в поколение. Интересно отметить, что узоры разных семей могли значительно отличаться друг от друга. Выпускаемые узоры различались по тематике: от цветочных орнаментов и геометрических мотивов до мифологических сюжетов. На северном побережье острова использовались более светлые тона, чем в центральной части острова.
Известно, что по узорам на одежде можно было определить, к какой касте принадлежит человек. Повторение традиционных королевских орнаментов было запрещено. Приданое каждой девушки должно было быть украшено изделиями в технике батик. Например, красочные ткани, шторы, стеновые панели и предметы гардероба. Даже сегодня одежда из тканей с ручной росписью пользуется большим спросом у яванцев и часто производится в коммерческих целях.
В 17 веке, когда Ява стала голландской колонией, батик попал в Европу. Затем европейцы изобрели электрическую машину для батика с булавками для поддержания воска в расплавленном состоянии. В 1801 году Жозе-Мари Жаккар разработал автоматическую машину со специальными перфокартами, которая позволила производить полотна с мотивами, разработанными художниками. Это вывело технику батика на новый уровень. Он стал самым популярным в Европе только в конце XIX века.
Техника окрашивания тканей делится на различные виды, в зависимости от используемых материалов и шагов, которые необходимо выполнить для получения поверхности с впечатляющим рисунком. Особенность того или иного типа в том, что один идеально подходит для синтетических волокон, а другой — для декорирования шелка и т.д. Подробнее об их различиях вы узнаете ниже:
- Горячий батик. В качестве резерва применяется воск. Для его нанесения используется специальный инструмент, называемый чантингом. Воск помогает ограничить распространение красящего вещества, т.к. не поглощает его. Такой вид росписи называется горячим вследствие того, что используемый в нем воск обязательно расплавляют. Нанесение краски осуществляется в несколько слоев, по окончании работы воск тщательно удаляют. Такой способ применяется для росписи хлопчатобумажной ткани.
- Холодный вид. Идеально подходит для декорирования искусственных материалов, шелка. В технике применяют краски, изготовленные на базе анилина. Резерв бывает густым, если в его составе имеются резиновые составляющие и негустым, когда в качестве основы выступает бензин. Резиновые наносятся из тюбиков, а бензиновые с помощью стеклянных трубочек. Кроме того, могут использоваться как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный вид подразумевает однослойное нанесение краски, в связи с чем, работа требует от исполнителя большей аккуратности по сравнению с горячей технологией.
- Свободная роспись. Широко применяется на материалах из натурального шелка и синтетических волокон. Для нее мастера часто применяют масляные краски и анилиновые красители.
- Складной батик «сибори». Особенность этого вида состоит в том, что мастер выполняет перевязывание материи определенные образом, и только после этого окрашивает ее.
- Узелковый вид. В этом случае на окрашиваемой ткани сначала делают множество небольших узелочков, перевязывая каждый из них ниткой. После окрашивания поверхности их аккуратно убирают.
Техника выполнения
Сначала краски наносятся на ткань таким образом, чтобы при соприкосновении различных оттенков образовывались четкие и ясные границы. Для этого используется резерв, т.е. специальный фиксатор на основе бензина, парафина и т.д. — Состав варьируется в зависимости от выбранной техники, материала и цветов. По сути, существуют следующие виды техник:
- холодную;
- горячую;
- свободную роспись;
- свободную роспись с применением солевого раствора.
Холодный батик
Роспись батика как хобби подходит в основном для терпеливых людей, так как этот процесс трудоемкий и занимает много времени. Одной из самых популярных техник росписи является холодная техника, которая появилась гораздо позже теплой техники с развитием химической промышленности. Его появление упростило работу. Роль воска в холодной технике взяли на себя специальные перья, которые не нужно нагревать, протравливать и переставлять.
Для этой работы вам нужна отдельная рабочая зона. Идеально подходит хорошо проветриваемое помещение, например, балкон. Это объясняется тем, что испарения от связующего вещества не вредны для здоровья. Если вы хотите использовать окрашенный материал для скатертей, носовых платков и т.д., следует помнить, что краситель должен быть закреплен: Запекание в духовке, отпаривание на водяной бане без контакта с концентратами/водой, глажение. В противном случае первая же стирка смоет всю работу. Вам понадобятся:
- простой карандаш;
- резерв (черный), стеклянная трубочка для него;
- каланоковые кисти, анилиновые составы;
- кнопки, подрамник;
- натуральный шелк (крепдешин).
Определитесь с эскизом, для которого вам понадобится тонкий лист бумаги. Если вы хотите чего-то яркого, выбирайте цвета. Когда вы рисуете элементы на холсте, старайтесь рисовать их так, чтобы каждый элемент имел замкнутый контур. Наносите резерв на контуры без промедления, но и не торопясь. Последовательность действий:
- Для начала постирайте материю, затем натяните предварительно высушенное полотно на подрамник, используя кнопки.
- Возьмите стеклянную трубочку, наполните ее резервом. Нанесите состав на контуры элементов.
- Для увеличения количества оттенков разбавьте одну и ту же краску разным количеством воды. Используйте баночки из-под йогурта, одноразовые стаканчики.
- Займитесь росписью цветов (от светлого до темного тона) и фона.
- Возьмите соль, присыпьте ею полотно и дайте ему подсохнуть. Стряхните соль и после того, как материя высохнет, уберите ее с подрамника.
- Через 24 часа прокипятите полотно (около 3 часов), постирайте в теплой мыльной воде.
- Обязательно прополощите творение, добавив в воду чуточку уксуса. Аккуратно отожмите изделие и прогладьте его, пока оно влажное.
- После окончания процедуры выдуйте резерв обратно в емкость, а стеклянную трубочку ополосните в бензине. В противном случае остатки состава затвердеют, и инструмент станет непригодным для дальнейшего применения.
Горячий
Батик на одежде выглядит красиво и эффектно. Если вы решили заняться этим хобби, вам следует освоить технику горячего копчения. Он подходит для тех, кто не хочет кропотливо красить каждый кусочек ткани и сидеть несколько часов. Даже без особых усилий можно получить ткань, из которой можно сшить эксклюзивные юбки, шарфы или даже костюмы. Для этого используется воск, стеариновый воск, парафин или их смесь, поэтому будьте осторожны. Перечень инструментов, которые могут понадобиться для декорирования ткани:
Батик. Классификация и разновидности
Батик — это индонезийское слово (tik означает «точка» или «капля» на индонезийском языке, а ba — хлопковая ткань). Батик — это общий термин для обозначения различных техник и методов художественной росписи тканей. В основе техники батика лежит принцип холдинга, т.е. нанесения на ткань определенного состава, чтобы сохранить и подчеркнуть цвета рисунка или фона. Традиционно родиной батика считается Индонезия, но с древних времен росписью по ткани занимались также в Перу, Японии, Шри-Ланке, Средней Азии, Турции, Египте, Иране, Африке и Индокитае. В то время батик был не только красивым узором на ткани, но и считался священным, а его узоры использовались в качестве амулетов. В Европе батик появился в начале 20-го века. Сегодня батик используется для изготовления одежды, скатертей, салфеток, декоративных подушек, диванных подушек, покрывал, штор, ширм, абажуров, настенных панно и т.д.
Горячий батик может быть выполнен на хлопке или шелке. Воск наносился на ткань заостренной палочкой из перьев бамбука, а позже — кистью или специальным инструментом, называемым чантинга. Это небольшая медная чашка с носиком, прикрепленная к деревянной ручке. Процесс начинается с рисования контура будущего дизайна на шелковой или хлопчатобумажной ткани. Участки, которые должны остаться неокрашенными, покрываются слоем расплавленного воска, а затем ткань окрашивается. На следующем этапе ткань обрабатывается воском и снова окрашивается. В технике горячего батика этот процесс повторяется до четырех раз, так как при более частом смешивании красок ткань теряет качество и насыщенность цвета. Поэтому ткань окрашивается в разные цвета один за другим. Затем излишки краски удаляются, а воск выпаривается утюгом. С древних времен ткани окрашивали различными способами, например, смесью парафина, воска, канифоли или смолы, чтобы украсить и расписать их. Сегодня используется горячий воск, и существует множество техник его нанесения в батике: резерв можно наносить кистями или просто капать на ткань.
Горячий батик бывает трех видов:
- Прямой однослойный — рисунок создается методом фиксации расплавленным воском белой ткани и расписывается в один слой.
- Прямой многослойный — рисунок создается методом фиксации расплавленным воском белой ткани и расписывается в несколько слоев, каждый раз насыщая их по тону.
- Обратный, вытравка — рисунок создается методом росписи с последующей фиксацией нужных цветов воском и вытравкой до белого участков не покрытых воском.
Холодный батик
Холодный батик отличается от горячего батика тем, что резерв наносится холодным способом. Горячий резерв батика отличается от холодного тем, что резерв холодный, когда он холодный. Резерв может быть бесцветным, но может быть и любого цвета. В холодном батике используется смесь на основе парафина и бензинового растворителя. Художественная особенность этого метода живописи заключается в том, что цветовые контуры придают фигурам четкий, графический характер. Контурная смесь наносится на ткань с помощью стеклянных трубок разного диаметра. В отличие от горячего батика, в холодном батике в основном используется натуральный шелк, но начальный опыт можно получить и на тонкой хлопчатобумажной ткани. Батик на шелке можно очень хорошо закрепить с помощью пара. После этого его можно стирать и гладить без выцветания или вымывания цвета.
Холодный батик бывает четырех видов:
- Классический — рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в один слой.
- Многослойный — рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в несколько слоев.
- Незамкнутая графика — расписывается методом разрыва резервной линии и смешением цвета соседних плоскостей.
- Свободная роспись ткани — рисунок создается без использования резервных смесей. Рисунок на ткань при этом методе наносят свободными мазками, и только заключительная обработка может иногда исполняться при помощи резерва. Известно несколько способов свободной росписи ткани: красками с применением солевого раствора, красками с загусткой из резерва, печатными красками по тканям, масляными красками. Все вышеназванные способы свободной росписи требуют запарки, кроме росписи масляными красками. Однако такой вид батика можно и не запаривать, но в дальнейшем его нельзя подвергать стирке и необходимо охранять поверхность от попадания на нее капель воды. Свободная роспись — выполняется в трех техниках:
- акварельная техника — батик рисуется по-сырому с подсушиванием в нужных местах, или по-сухому специальными кистями
- трафаретная техника — батик создается при помощи трафаретов и аэрозольного красителя
- свободная роспись — ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками
Экспериментальный батик
Экспериментальный батик выпускается в пяти вариантах:
- Роспись валиками расплавленным воском.
- Штамп расплавленным воском.
- Поливка расплавленным воском.
- Шибори, планги, бандан или узелковая техника росписи ткани. Зародилась и получила широкое распространение в Индии. Это наиболее древний и простой способ окрашивания ткани, доступный всем. Ткань перевязывают веревкой и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. Так же можно использовать прищепки и зажимы, или же завязывать ткань узелками. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы — пуговицы или камешки, чтобы получить новый, интересный узор. После окраски эти места остаются непрокрашенными. В зависимости от способа завязывания можно получить узор из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос и их сочетаний. Одним словом — это способ механического резервирования тканей.
- Аэрография — представляет собой своего рода промежуточное звено между ручным и машинным способом росписи. Краски разбрызгивают по ткани с помощью аэрографа. Благодаря технике распыления возникают изображения с мягким, как будто тающим, нечетким контуром. В аэрографии возможно достижение практически бесконечного разнообразия цветов и оттенков. Композицию можно украсить, используя различные трафареты-лекала, а также подручный материал: растения, кружева, пуговицы, бусы и т.д.
Холодный батик
Холодный батик считается одной из самых простых техник ручной росписи. Узор рисуется карандашом на шелковой или хлопчатобумажной ткани. Нет необходимости перерисовывать всю деталь — нужны только контуры. Затем ткань натягивается на подрамник и закрепляется булавками. Контуры узора рисуются средством на основе бензина и парафина. Для этого с помощью стеклянной палочки набирается необходимое количество резерва.
Работа с батиком в холодной технике
Затем окрашивают специальными красками для ткани. Резерв защищает цвета от смешивания. Главная особенность техники холодного батика — четкие контурные линии. Они должны наноситься без пробелов, иначе цвет выйдет за границы рисунка. После завершения дизайна ткань должна высохнуть, после чего ее можно стирать, гладить и носить каждый день.
Холодный батик — это всегда четкий контур
Горячий батик
Горячий батик — более сложная техника, но она дает больше возможностей для творчества. С помощью ножниц горячий расплавленный воск наносится на ткань в тех местах, где вы не хотите окрашивать ткань. Как и в случае с холодным батиком, контур рисунка наносится на ткань карандашом, а затем натягивается на подрамник. Воск затвердевает, чтобы предотвратить растекание краски.
Создание батика с песней
После высыхания краски воск можно повторно нанести на окрашиваемые участки, чтобы избежать нанесения второго слоя. Рекомендуется наносить не более четырех слоев воска, иначе шелк может измениться. Когда рисунок высыхает, воск удаляется с помощью утюга и старых газет — утюг переносит его с ткани на бумагу, и в результате различных действий получается тонкий и мягкий шелк с ручной росписью, который можно носить, повесить в раму или украсить им мебель.
Батик — это модная техника
Сибори или тай-дай
Сибори, тай-дай или узелковая роспись — это техника механической росписи тканей путем связывания участков, не подлежащих окрашиванию. Эта техника может использоваться для создания регулярных геометрических узоров, больших и маленьких декоративных элементов, а также простых, но абстрактных и уникальных рисунков. Эта техника зародилась в Индии и до сих пор широко используется в текстильной промышленности.
Узлы из батика сибори
Узлы в ткани плотно завязываются обычной пряжей, иногда добавляются веточки, пуговицы, защелки или другие детали, чтобы оставить тонкий след. Для простоты ткань обвязывается вокруг трубки любого диаметра. Когда ткань полностью связана, ее покрывают специальным красителем для ткани, предварительно замочив в воде. Когда краситель впитается и пропитается, нитки удаляются, а ткань раскладывается для просушки. Это можно ускорить с помощью фена, чтобы краски не смешивались в процессе сушки. Сибори также подходит для украшения одежды, постельного белья, носовых платков, занавесок и сумок.
Сарики в технике батика с узелками
Техники рисования по ткани
Мы уже упоминали основные направления — горячий и холодный батик, но есть еще три интересные техники нанесения узоров на ткани.
Аэрография. Краска наносится на ткань с помощью аэрографа. Интенсивность цвета определяется расстоянием сопла до ткани и продолжительностью воздействия. Контуры не требуются, но для создания четких границ часто используются трафареты.
Покраска узлов (сибори, тай-дай, планги). Основной принцип заключается в том, что ткань окрашивается полностью, за исключением тех участков, которые вы предварительно защитили. Вы также можете добавить пуговицы, веточки или другие элементы для создания оригинального узора. Иногда процесс повторяется — после того, как узлы окрашены, а затем развязаны, новые узлы завязываются в других местах и окрашиваются в следующий цвет.
Бесплатная покраска. Ткань смачивается водой и окрашивается кистью. Контуры отсутствуют, поэтому цвета свободно смешиваются. Содержание влаги в ткани определяет «цвет воды» рисунка.
Как переносить рисунок
Существует множество способов переноса изображения с бумаги на ткань. Если ткань тонкая, а контур рисунка на бумаге выполнен толстыми линиями насыщенного цвета, наиболее практичный способ — просто положить рисунок под ткань и обвести его. Однако если вы рисуете на тяжелой ткани или не уверены в силе своей руки, попробуйте следующие методы.
Метод 1
Растяните ткань, положите кальку на ткань и нарисуйте рисунок. Используйте его на светлых или темных тканях — выбирайте кальку такого цвета, который лучше всего контрастирует с тканью.
Метод 2
Используя прочный нож, вырежьте по контуру рисунка, оставляя небольшие бороздки, чтобы рисунок не рассыпался. Приложите шаблон к ткани и обведите прорези мягким карандашом или мелом контрастного по отношению к ткани цвета. Осторожно удалите рисунок и завершите контур, закрасив пробелы.
Если ваш рисунок простой и четкий, и вы уверены в своей точности, то вместо мела можно использовать кисть.
Метод 3
Возьмите толстую иглу, положите рисунок на мягкую поверхность и проколите несколько отверстий по контуру. Затем положите бумагу на плотную ткань и посыпьте молотым мелом или грифелем карандаша. Нанесите порошок на поверхность с помощью ваты и слегка прижмите. Снимите бумагу, и рисунок будет нанесен точками на ткань.
Метод 4
Оригинальный дизайн должен быть выполнен на кальке. Сделайте гравировку на обратной стороне влажным карандашом или мелом, затем аккуратно приложите ее к ткани и прогладьте несколько раз вручную.
Метод 5
Используйте свет. Прикрепите ткань к твердому листу стекла, персекса, пластика или другого материала, пропускающего свет. Поместите лист на две опоры (например, на две табуретки), между которыми на полу стоит направленная вверх лампа. Включите свет и нарисуйте рисунок карандашом или прямым контуром.
При наличии небольшого опыта и простых рисунков не нужно переносить изображение — многие рисуют прямо на ткани.
Практические советы
Предварительная стирка. Заводская пропитка новой ткани предотвращает впитывание красок и искажение рисунка. Обязательно постирайте, высушите и прогладьте ткань перед началом покраски.
Натяните ткань. Перед началом работы убедитесь, что ткань надежно закреплена на твердой поверхности — желательно на пластиковом листе, фанере или доске. Для крепления можно использовать скрепки, бумажные кнопки, зажимы для бумаги или даже бельевые прищепки. Самое главное, чтобы ваша рабочая поверхность не двигалась при переносе изображения с бумаги и нанесении контуров и цветов.
Поддержка. При росписи готового изделия, например, футболки, важно иметь опору между слоями изделия — это предотвращает попадание краски на заднюю часть изделия, где рисунок не предусмотрен. Подложкой может быть целый лист пластика или фанеры, к которому вы прикрепляете изделие, если позволяет размер, или дополнительная вкладка из аналогичного материала, или даже просто полиэтиленовая пленка.
Вода: Налейте воду для разбавления краски в прочный, тяжелый стакан или кувшин и поставьте его немного поодаль, не в руке. Не используйте пластиковые банки, они могут легко опрокинуться и испортить вашу работу.
Тряпки. Хорошо иметь под рукой гигроскопичные жидкости и сухие салфетки для кистей, чтобы вытирать руки и стол во время работы. Следите за тем, чтобы на кисти не осталось ни одной капли — одно пятно может нанести непоправимый вред изделию. Также убедитесь, что ваши руки чистые — иногда кажется, что краска волшебным образом попадает на них.
Кисть. Выбор кисти зависит от типа дизайна, качества ткани и вашего личного вкуса. Для батика можно использовать самые разные кисти, а также поролоновые и ватные тампоны. Рекомендуется выбирать щетки с длинной ручкой и гладкой, чистой щетиной. Для травления небольших участков и работы близко к контуру вам понадобятся тонкие кисти, а для закрашивания больших участков можно использовать круглые и плоские кисти.
Примечание: Кисти не следует оставлять в воде кончиком вниз на длительное время, так как они могут деформироваться. Когда закончите, промойте кисть каплей средства для мытья посуды и высушите ее кончиком вверх.
Контур Держите кисть под острым углом к ткани и не меняйте скорость движения руки, чтобы создать прямую линию.
Затяните. Внимательно читайте инструкции на емкостях с краской и контуром — у каждого производителя может быть свое время высыхания и метод отверждения. Следуйте инструкциям, чтобы не испортить свою работу.
Что нужно приготовить для первых занятий
Пяльцы или рама
Если вы хотите закрасить небольшой участок, подойдет обруч для вышивания. Если вы хотите работать на большом формате, вам понадобится специальная рама для батика или обычная подрамник, на который можно прикрепить ткань.
Ткань можно прикрепить к раме с помощью специальных крючков, которые обычно входят в комплект рамы. Ткань можно прикрепить к раме с помощью нитки и иголки так, чтобы она не касалась рамы. Возможен и более простой вариант: ткань можно закрепить пуговицами или скрепкой (конечно, не с шелком).
Ткань
Тонкие натуральные ткани больше подходят для батика: Шелк, батист, двеннитка. Плотные ткани не подходят, так как ткань может не пройти через плотные волокна, и в этот момент произойдет «взрыв» цвета — один цвет перельется в основу другого. Для начинающих художников лучше выбрать холщовую ткань.
Бумага
Для предварительного рисунка вам понадобится лист тонкой бумаги размером с участок, который вы хотите расписать батиком.
Материалы и инструменты
Краски, разбавитель и стеклянная трубка для их хранения обычно входят в набор для батика. Иногда можно найти готовую к применению жидкость в виде тонкого тюбика. В этом случае стеклянная трубка не нужна.
Более сложный метод — сварить бульон дома и использовать вместо шланга бутылки с подходящими насадками. Однако кипятить смесь бензина и резинового клея не только неприятно, но и пожароопасно.
Поэтому лучше всего приобрести готовый набор для батика. Обычно краски находятся в жидком виде, реже в виде порошка, который необходимо развести водой.
При работе с батиком лучше всего надевать рабочий халат или одежду, которая не должна пачкаться, иначе у вас возникнут проблемы с удалением пятен от краски. Не используйте жесткие щетки — идеально подходят мягкие синтетические щетки или беличьи щетки.
От подготовки к шедеврам
Этапы росписи батика:
- На первом этапе нужно натянуть ткань так, чтобы она не провисала; часто мастера батика предпочитают натягивать материю в мокром виде – после высыхания она становится более упругой;
- на втором этапе ведется подготовка эскиза – его рисуют на бумаге карандашом, хорошо надавливая на стержень.
- На третьем этапе эскиз переводится на ткань – бумагу закрепляют под материей, чтобы линии рисунка можно было обвести на ткани карандашом (для этой цели подойдет мягкий карандаш).
- На четвертом этапе следует обвести контуры резервом – он останется белым (при желании можно окрасить резерв с помощью подходящего пигмента); резерв набирается таким образом: носик стеклянной трубочки опускается в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставляется резиновая спринцовка, с помощью которой жидкость всасывается в трубочку.
- На пятом этапе нужно провести проверку контура – после полного высыхания резерва на батике нужно кистью смоченной в воде пройтись по всему рисунку по одну сторону от контура, и через несколько минут проверить, не перешла ли вода за линию резерва; если вы обнаружили места, где контур оказался слабым, нужно после полного высыхания ткани снова пройтись резервом по этим местам;
- На шестом этапе происходит окрашивание батика.
- На седьмом этапе батик снимается с рамы и закрепляется при помощи запекания, запаривания или проглаживания.
После окончания сеанса необходимо выдуть резерв обратно в баллончик и промыть трубку бензином, иначе остатки резерва затвердеют и инструмент будет непригоден для дальнейшего использования. Готовый проект рекомендуется обрамить широкой рамкой.
Крупная соль, нанесенная на влажную ткань, дает интересный эффект: она оставляет белые разводы после того, как впитает часть краски. Иногда художникам по батику удается создать интересные композиции только этим методом, даже без использования резерва.
От хобби к профи
Расписывая ткань, вы почувствуете себя частью этого высокого искусства. Батик как хобби сегодня особенно популярен. Это связано с тем, что данный вид искусства предлагает начинающему художнику множество возможностей для самореализации. Когда вы занимаетесь батиком, вы всегда находитесь в поиске новых идей, тем или техник. Как только вы оцените красоту цветов, которые вас окружают, вы поймете, что рисование на бумаге — это очень скучное занятие.
Шарф из батика
Если вы серьезно относитесь к своей работе, вы быстро станете настоящим профессионалом. Большинство людей, для которых батик является основным источником дохода, начинали с хобби. Роспись по шелку также очень актуальна сегодня, и с помощью наших советов вы сможете зарабатывать деньги на этом хобби.
Краски для батика
Существует множество различных цветов для батика. Они обычно имеют маркировку SILK, указывающую на то, что их можно использовать на шелке.
Из всего многообразия красителей наиболее популярны следующие:
- акриловые, которые легко зафиксировать при проглаживании утюгом;
- анилиновые, закрепляемые мощным потоком пара.
Что потребуется для работы
Чтобы рисовать на ткани, вам понадобится много инструментов, и вы должны знать, как их подготовить.
Ткань под основу
Ткань стирается в теплой воде с моющим средством для удаления загрязнений и усадки.
Если ткань уже использовалась ранее, рекомендуется прокипятить ее в течение нескольких минут, чтобы удалить остатки красителя.
Затем выстиранную ткань сушат и гладят. Перед использованием проверьте на небольшом участке ткани, насколько хорошо краситель прилипает к поверхности.
Подрамник или пяльцы
Нижняя сторона ткани крепится к подрамнику или вышивальному обручу, чтобы она была натянута и не касалась ничего во время вощения. Это приспособление можно купить в магазинах или сделать самостоятельно из деревянных палочек, скрепив их саморезами.
Ткань в раме для живописи.
Кисти
Для рисования вам понадобится несколько кистей из шерсти животных. Например, маленькие фигурки целесообразно рисовать кистями № 3 и № 5. Они впитывают много краски, которая медленно возвращается в материал. Для более крупных деталей можно использовать стайлинговые инструменты № 7 и № 9.
Краска
Для батика можно использовать любую хорошую краску для ткани, разведенную в холодной воде. Он должен легко проникать в структуру материала и не слишком сильно воздействовать на воск.
Стеклянные трубки
Эти инструменты используются для применения резерва. Их можно купить в специализированном магазине, но чаще состав продается в емкости с длинным носиком, что позволяет использовать его сразу.
Стеклянные трубки для нанесения резерва.
Парафиновый резерв
Традиционный рецепт воска для батика представляет собой смесь пчелиного воска и парафина в соотношении 60/40. Пчелиный воск мягкий, податливый и полностью предотвращает проникновение краски. Воск более податлив и склонен к растрескиванию, а при температуре выше нуля воск плавится.
Воск плавится при температуре +43…+78°C и слегка нагревается, чтобы масса стала полностью жидкой. Парафин не должен дымиться или кипеть, так как он может воспламениться.
Парафиновый воск для батика.
Контуры для обводки
Контурные воски — это смеси, которые не пропускают другие вещества. Поэтому они служат в качестве резервных материалов.
Чантинг
Чантинг (tjanting) — это ручка, используемая для нанесения восковых линий. Инструмент и слово происходят из Индонезии, где батик является типичной формой изобразительного искусства, способом повседневного украшения.
В традиционном тяньшинге используется медная чашка с отверстием в верхней части (для выхода воска), в которую вставляется одна или несколько трубок и сваривается в нижней части (для выхода воска).
Чаши прикреплены к резной бамбуковой ручке. Тиантинги, изготовленные в США, выглядят менее элегантно, но часто бывают более прочными: полированные деревянные ручки с латунными чашами для листьев.
Перенос базового рисунка на ткань – основные способы
Перед рисованием заранее подготовленное изображение переносится с кальки на поверхность материала.
Это делается различными способами:
- С помощью копировальной бумаги. Ее помещают между тканью и рисунком таким образом, чтобы красящий слой соприкасался с текстильным полотном. Карандашом обводят контуры изображения, которые отпечатываются на материале.
- С помощью мелового отпечатка. Сначала изображение наносят на кальку. Затем на обратной стороне прозрачного листа обводят контуры мокрым мелом. Бумагу накладывают на ткань, прижимают рукой, в результате чего на полотне остается отпечаток.
- С помощью трафарета. По контуру рисунка делают небольшие надрезы таким образом, чтобы лист не развалился. Прикладывают бумагу к ткани лицевой стороной вверх. В местах прорезов наносят линии с помощью карандаша. Затем убирают трафарет, дорисовывают изображение, соединяя обрывки линий в единое целое.
Способ переноса изображения зависит от цвета материала. Если он темный, отпечаток бумаги для ксерокопирования не виден на поверхности ткани. Для легких тканей подходит любой метод.
Перенесите выкройку на ткань.
Разновидности и техники батика
Батик — это общий термин для различных техник нанесения рисунка на ткань. Различные виды этого искусства были изобретены разными народами в разное время.
Горячий батик
Горячий батик — это техника росписи тканей, которая ближе к технике, используемой индонезийскими мастерами. В этой древней технике в качестве удерживающего элемента используется горячий расплавленный воск.
Воск, наносимый пением, быстро застывает и не дает краскам растекаться за границы рисунка. Краски наносятся на ткань в несколько слоев. После высыхания рисунка воск удаляется с ткани. Используется бензин или ткань разглаживается утюгом на газете.
Этот метод используется для росписи по хлопчатобумажной ткани. Он также используется на льне и джинсовой ткани.
Смотрите видео:
Холодный батик
Холодный батик — это более современный вид ручного декорирования. В этом случае используется холодный батик.
Холодный батик может быть как плотным, так и мокрым. Густые — на резиновой основе, а жидкие — на восковой. Существуют не только бесцветные, но и цветные составы, с помощью которых можно создавать цветные контуры.
Холодные составы заливаются с помощью специального шланга по ровной линии к границам деталей. Внутри узоры окрашены несколькими слоями пигментов. В результате получается узор с максимально четкими контурами.
Этот процесс подходит для шелка и других тонких материалов. После завершения росписи изделие оставляют на сутки, а затем смывают вручную мыльной водой.
Свободная роспись
Свободная живопись не предполагает использования вспомогательного материала. В этом случае краски наносятся на ткань в один слой. Эта техника часто используется для украшения тканей цветочными мотивами.
При свободном батике края рисунка размываются, и рисунок становится полупрозрачным. Такая техника хорошо смотрится на шелке и полупрозрачных синтетических материалах.
Мастер-класс по видео:
Узелковый батик (бандан)
Чтобы использовать технику узелкового батика, не обязательно быть художником. Ткань или предмет завязывается несколькими узлами из ниток.
Каждый узел окунается или пропитывается разными цветами. После высыхания узлы распускаются, и получается ткань с разноцветными полосами. При правильном подборе оттенков создается красивый эффект градиента — плавный переход от одного оттенка к другому.
Метод батика использовался африканскими племенами. Он был введен в моду субкультурой хиппи. Метод узлов используется со всеми мягкими материалами.
Набивной батик
В печатном батике используются штампы из картона, дерева, пластика и т.д. Штамп обмакивается в краску и прижимается к ткани. Некоторые детали можно добавить вручную.
Посмотрите, как выполняется техника:
Техника сибори
Еще одна техника батика, для которой учителю не нужно обладать навыками рисования. Для этого на ткань наносятся цветные полосы различной интенсивности. Он подходит для мягких тканей.
Как изготовить батик
Для росписи по ткани необходимо приобрести определенные инструменты. Вот список для начинающих:
- Подрамник. Подрамник – устройство, на котором крепят расписываемую ткань. Профессиональные изделия регулируются по размеру. Некоторые мастера используют обычные пяльцы. Сделать подрамник можно и самостоятельно, сколотив 4 деревянные дощечки в виде рамки.
- Кисти. Раньше для батика использовали перья птиц. Сейчас применяют специальные кисти. Важно, чтобы они были качественными, с ровно постриженным ворсом, без выпадающих волосков. Один раз потратившись на качественные кисти, ими можно работать несколько лет.
- Бумага. Перед тем, как сделать эскиз на материале, его рисуют на тонкой бумаге. Ее размер должен быть равен размеру узоров.. Для толстых материалов подходят акриловые красители. Для тонких полотен выбирают красители на водной основе. Их преимущество заключается в том, что, добавляя разное количество воды, можно добиваться оттенков разной интенсивности.
- Стеклянная трубка. Это трубка с утолщением по центру и тонким носиком. В нее набирают холодный резерв. Через носик резервирующий состав вытекает на ткань. Чем тоньше носик, тем более тонким получается контур.
- Чантинг. Это устройство для восковых резервирующих средств. Оно имеет деревянную ручку, на которую крепится металлический резервуар для заливки расплавленного воска с острым наконечником.
- Восковой резерв. Это средство, которым делают контуры в горячем батике. Воск расплавляют и используют по назначению. Иногда его смешивают с парафином.
- Холодные контуры. Применяются в холодном батике. Состоят из воды, бензина, резиновых масс или смол. Бывают прозрачными и цветными.
- Кнопки. Ими фиксируют материал на подрамнике.
- Нити, веревки, трафареты. Нужны для узелкового батика.
- Письменные принадлежности. Для нанесения рисунков.
- Электрический растапливатель воска. В нем воск всегда остается жидким.
- Фантомный маркер. Используется для нанесения эскиза на материю, исчезает после раскраски.
- Когти. Удерживают основу в рамке. В отличие от кнопок, не оставляет отверстий в ткани.
- Аэрограф. Устройство для равномерного распыления красителей.
Пошаговая инструкция холодного батика для новичков
Обычно новички выбирают холодный батик. Большинство новичков предпочитают начинать с холодного батика, так как он прост в исполнении и не требует большого количества материалов. Большинство новичков предпочитают холодный батик, который прост в изготовлении и не требует большого количества материалов. Все, что вам нужно сделать, это следовать инструкциям:
- Полотно крепят на подрамнике, равномерно натягивая. На нем рисуют эскиз карандашом или ручкой.
- Резерв набирают в специальную трубку. Его наносят четко по контуру, не оставляя разрывов и свободных участков. По окончании трубку промывают.
- Детали раскрашивают красками. Чтобы менять интенсивность оттенков, их разводят водой. Начинают со светлых тонов, плавно передвигаясь к темным.
- На окрашенные узоры насыпают небольшое количество соли. Когда роспись высохнет, песчинки стряхивают. Полотно оставляют на сутки.
- Материю полощут в мыльном растворе, а затем в воде с небольшим количеством уксуса. Когда ткань высохнет, ее гладят через газету.
Лучшие ткани для батика
Батик подходит для материалов с гладкой поверхностью. Наиболее часто окрашиваются следующие ткани:
Батик — это название группы техник ручной росписи. Это искусство было изобретено тысячи лет назад и до сих пор не утратило своей популярности. Он используется для украшения одежды и домашнего текстиля.
Какая техника является вашей любимой? Поделитесь своими собственными творениями в комментариях. Расскажите об этой статье своим друзьям в социальных сетях.