На картине представлена женщина, которая смотрит через плечо. Работа принадлежит художнику Хисикава Моронобу (1618–1694). Этот настенный свиток выполнен с использованием туши и красок на шёлке. Высота произведения составляет 63 см, ширина — 31,2 см. Данная работа относится к эпохе Эдо, XVII века и хранится в Токийском национальном музее.
Чтобы разобраться в вопросе, стоит прежде всего определить, что именно подразумевается под термином «кимоно».
Первоначально термин «кимоно» обозначал просто одежду в целом. Однако впоследствии, приблизительно к XIX веку, когда западная культура начала завоевывать популярность в Японии, значение этого слова стало более узким, относящимся к традиционному японскому одеянию. В связи с этим возникло и другое слово — вафуку — которое переводится как «японская одежда», но это обозначение стало синонимом кимоно сравнительно недавно, когда потребовалась четкая граница для разграничения традиционных и пришлых стилей.
Таким образом, в наши дни кимоно представляют собой яркий и характерный вид национальной одежды, представляющий собой свободный халат, разнообразно расцветка которого напоминает окраску экзотических птиц. При выборе кимоно крайне важно учитывать его соответствие вашему полу, возрасту, социальному статусу, конкретной ситуации (обстановке или событию), а также времени года. Это правило является основополагающим для правильного ношения кимоно.
Кимоно категорически не следует воспринимать как рабочую одежду гейш, поскольку гейши появились лишь в XVIII веке. Тем не менее, киноиндустрия и массовая культура активно популяризируют образ гейш, порой забывая о других носителях традиционной одежды, которые также носили не менее красивые наряды.
Тем не менее, в истории Японии наблюдался период, когда яркие и великолепные кимоно были присущи лишь гейшам и проституткам. Вероятно, именно это стало основой для ассоциации между ярким кимоно и образом гейши.
Что же касается выбора ярких расцветок, вышивки и символических узоров, то японцы были существа довольно суеверными. В японской культуре существует преувеличенная вера в призраков, демонов и духов, а также в силу различных символов и амулетов. Эта вера непременно отражена в традиционном национальном костюме. В результате, в кимоно ничего не является случайным: ни цветовая гамма, ни крой, ни декоративные элементы.
Разнообразие кимоно
Термин «кимоно» является достаточно широким, чтобы подлежать делению на несколько категорий. В итоге, виды кимоно раскладываются не только по мужскому и женскому категориям (они различаются длиной и цветовой палитрой), но и в зависимости от различных событий и социальных статусов.
Кроме того, в японской культуре кимоно завязывается слева направо, что для европейцев ассоциируется с мужским вариантом.
Среди женских кимоно выделяют следующие основные виды:
• Юката — это повседневный хлопчатобумажный халат, предназначенный для жаркого сезона или ношения в домашних условиях. Обычно он имеет довольно простые расцветки, однако отнюдь не безликие. Ненавязчивые цветочные мотивы и пастельные тона допускаются. Юката могут носить все женщины, независимо от возраста и социального положения.
• Иромудзи — однотонное кимоно для повседневного ношения. Этот вариант подходит для участия в церемониях, занятиях искусством или производстве менее грязных ремесел.
• Комон — это кимоно, которое активно украшено и подходит для повседневного ношения любыми женщинами. Его расцветка и узоры часто отражают семейные традиции. Комон идеально подходит для посещения различных достопримечательностей.
• Цукесаги — облегчённый вариант кимоно для выходов. Это однотонная и непримечательная модель, которая подходит всем женщинам.
• Хомонги — предназначено для выходов и светских мероприятий, вечеринок с высокопрофильными гостями. Богато оформлено и удобно для всех женщин.
• Фурисодэ — кимоно с множеством узоров и яркими цветами, которое может иметь различные длины рукавов (короткие, средние и длинные). Обычно его надевают незамужние девушки на важные события, такие как выпускной, церемония совершеннолетия, или на свадьбу в качестве подружки невесты.
• Иротомесодэ — кимоно, предназначенное для посещения синтоистских храмов и участия в обрядах. оно имеет богатую отделку ниже талии, а сверху — однотонный цвет и короткие рукава. Носится всеми женщинами, независимо от социального статуса.
• Куротомесодэ — это кимоно чёрного цвета, которое украшено дорогостоящими и сложными узорами ниже талии. Обычно его носят замужние женщины на важных торжествах.
Мужская одежда
В традиционной японской одежде у древних японцев использовались широкие, сшитые из нескольких полотен, наряды.
С течением времени нижняя одежда стала состоять из рубашки и штанов, верхняя одежда стала представлять собой кино, похожее на сюртук, и хакама — юбку-брюки.
Простые горожане одевались в рубахи с длинными рукавами, которые подвязывали поясами, и штанами.
Нижней частью одежды у мужчин была повязка на бедра — фундоси, представлявшая собой прямоугольный кусок белой ткани из хлопка, которую оборачивали вокруг талии, завязывали узлом, и один конец пропускали между ног, прикрепляя его за поясом. Поверх фундоси носили еще одну нижнюю вещь — косимаки, несшитую юбку, оборачивающуюся вокруг бедер и фиксируемую лентой на талии.
Нижней частью плечевой одежды японцев был дзюбан — прямой узкий халат длиной до середины бедра с короткими широкими рукавами. Стоячий воротник дзюбана спереди переходил в полоску ткани — окуми. В верхней части на воротник нашивался белый воротничок — ханэри.
Верхняя одежда состояла из плечевой и поясной. К плечевой одежде относились кимоно и хаори.
Кимоно появилось в VII-VIII веках и вначале служило нижней одеждой, однако позже эволюционировало в универсальную распашную одежду, схожую с туникой, с длинными рукавами.
Кимоно изготавливается из плоских полотнищ ткани, которые перекидываются через плечи, а затем соединяются на спине швом. По бокам полотнища сшиваются, а в широкие проймы вшиваются рукава. Рукава могут быть значительно шире пройм, и тогда их оставшаяся часть сшивается по срезам. Нижняя часть рукава представляет собой своеобразные висячие карманы, в которых японцы обычно хранили небольшие предметы. У кимоно отсутствуют застежки, оно завязывается слева направо и фиксируется поясом — оби. Область применения оби разнообразна: повседневная жизнь, официальные встречи, праздники и так далее.
Хаори — ещё один вид плечевой верхней одежды японцев. Это короткая распашная куртка с широкими прямоугольными рукавами и стоячим воротником. В отличие от кимоно, хаори не запахивается, а фиксируется спереди с помощью завязок, которые формируются в банты.
Верхняя поясная одежда для мужчин представлена хакама, широкими и длинными штанами, напоминающими юбку-брюки с жёсткими складками спереди и сзади. Эти брюки характеризуются боковыми разрезами от талии до бедер, и обе их части пришиваются к двум поясам с длинными завязками.
Парадно-церемониальный мужской японский костюм (рэйфуку) сохранился практически в неизменном виде с феодальных времён до наших дней. Он состоит из кимоно, поверх которого надеваются хакама и хаори.
В традиционном японском костюме отсутствуют карманы, и мужчины прикрепляли к поясу шнурком кошелек, табакерку, трубку, а с помощью нэцкэ — всевозможные мелкие вещи. Нэцкэ представляет собой брелок, который изначально имел форму пуговицы или палочки, но затем становится миниатюрной скульптурой из дерева или кости, размером около трех сантиметров.
Женская одежда
Традиционный костюм японских женщин состоит из нижней и верхней одежды.
Нижней поясной одеждой служили юбки футано и косимаки. Футано — это короткая несшиваемая юбка, изготовленная из отбеленной хлопчатобумажной ткани, а косимаки — это длинная несшиваемая юбка из более дорогих материалов, которая становится видимой при открытии кимоно. Японки также носили нижнюю плечевую одежду — рубашки хададзюбан, изготовленные из лёгкой шелковой или хлопчатобумажной ткани. В отличие от мужского дзюбана, у этой женской рубашки не зашивалась нижняя часть проймы и область рукавов под мышками.
Основные виды верхней женской одежды, которые сохранялись почти без изменений, это кимоно и хаори. По форме и покрою они аналогичны мужским, однако отличаются незашитой проймой и рукавами в области подмышек.
Кимоно обвязывается очень широким поясом-оби, который оборачивается вокруг талии несколько раз. Изначально его завязывали спереди в красивый бантик, но впоследствии бант переместился назад, подобно турнюру, который носили европейские дамы. Оби — это главное украшение женского наряда, оно изготавливается из шелка или парчи и имеет сложные красивый рисунок.
Женское хаори использовалось как на выход, так и каждый день. Повседневные версии, как правило, были короче. Существовала также разновидность хаори — нэннэко, которую носили женщины, когда у них на спине находился ребенок. В этом случае рукава нэннэко полностью вшивались в пройму.
Начиная с XII века, 여성ский наряд начал упрощаться.
С XVI века японские женщины стали носить косодэ — длинные прямые платья с небольшим вырезом и короткими рукавами. Такие платья могли быть изготовлены как из шелка, так и стеганого или ватного материала, и их всегда носили с поясом-оби. Первоначально косодэ использовалось как нижняя одежда, однако вскоре превратилось в нарядное верхнее платье. Для его пошива использовали дорогие ткани, украшенные золотыми деталями и вышивками, с крупным орнаментом, который мог быть расположен спирально, по диагонали или асимметрично, создавая уникальные силуэты.
Форма этой одежды сохранялась популярной на протяжении веков.
На мужчине: двойное кимоно, штаны, подвязанные ремешками, обувь — гета.
На женщине: кимоно с пышным оби, сложная прическа с декоративными шпильками.
На женщине: кимоно с волнообразным орнаментом, длинный пояс-оби, обувь — дзори.
Одежда самурая
Самураи вместо штанов носили широкий и длинный вариант — нагабакама. Такие штаны не ограничивали движения и обеспечивали быструю реакцию в случае нападения на правителя. Самураи были в Японии воинами-телохранителями, и их стиль одежды заметно отличался от общего. Они носили пару мечей за широким поясом, что подчеркивало их статус как бойцов, а их наряды имели особый крой (рейфуку). В повседневной жизни самураи носили широкие штаны хакама, кимоно с укороченными рукавами (косодэ) и верхнее кимоно. Завершали их образ хаори — накидка с укороченным рукавом. Обычным японцам было запрещено носить одежду самураев; нарушение этого правила могло привести к смертной казни. На одежде самурая нашивались семейные гербы в пяти разных местах, в то время как подобные отличия имели только правители и самураи. Гербы не умещались на хакаме, так как её могли носить простые японцы — ремесленники и торговцы.
Японские воины использовали доспехи из цельнометаллических пластин, которые, по сути, действовали как современная броня. Защита их головы обеспечивалась металлическим шлемом. С прогрессом технологического производства стали изменялись и доспехи японских воинов. Эпохи Хэйан и Камакура стали золотыми веками в создании боевого снаряжения, а также периодом расцвета самураев. С тех пор мало что изменилось и доспехи сохранились до нашего времени.
Самураи надевали свои доспехи только перед битвами или в особых торжественных случаях. Они относились к своему оружию и доспехам с особой бережностью. Каждый меч носил свое имя и передавался из поколения в поколение как ценнейшая родовая реликвия.
Одежда простых людей
Простые горожане в Японии предпочитали носить распашные или запахные халаты, юбки хакама или юбки футано для мужчин, а женщины носили юбки косимаки. Их нижняя одежда состояла из халатов, известных как дзюбан. Верхней одеждой, которую они носили, было кимоно, которое изготавливалось из прямых кусков материалов и также имело воротник. При создании кимоно обычно использовалось около 9 метров ткани. Сверху на кимоно можно было надеть накидку — хаори. Мужчины также дополняли свой наряд юбкой хакама. Если присмотреться, можно увидеть определённое сходство между мужской и женской японской одеждой.
Мужчины в Японии носили нижнюю набедренную повязку — фундоси, а также нижнюю рубашку — косодэ. После этого они надевали юбку косимаки и дзюбан. Вся нижняя одежда изготавливалась из хлопка. Верхней одеждой служило косодэ (прототип кимоно), кимоно или хаори. Косодэ — это длинный халат с узким рукавом и воротником-стоечкой. Кимоно, в свою очередь, представляет собой распашной халат на поясе с широкими рукавами.
Период Эдо: связь между кимоно и социальным статусом
В эволюции стиля кимоно наблюдается всё большее развитие изысканности. В период Эдо (1603–1868) определенные цвета и парча стали привилегиями знати, однако экономический рост вызывал спрос на роскошную одежду и в торговых кругах. Купцы, хотя и были ниже по социальному статусу, чем самурайские семьи, часто имели больше финансовых средств, что позволяло им закупать роскошные наряды. Нувориши начали двигать моду в более смелом направлении, заимствуя вдохновение из искусства. На выставке «Кимоно: модная идентичность» в Токийском национальном музее представлены несколько выдающихся примеров, в том числе Фуюки Косодэ, которое принадлежало семье торговцев пиломатериалами из Токио. Мастерская роспись узоров из осенних цветов совершена Огатэ Корином, известным художником того времени, который находился в услужении этой семьи. (Пожалуйста, посетите веб-сайт музей чтобы уточнить расписание выставок.)
С появлением печатной технологии актёры стали основными законодателями моды, их вкусы расползались среди народа благодаря выступлениям и цветным ксилографиям, называемым нисики-э, что было аналогично современным постерам с изображениями кинозвёзд и знаменитостей. Актёры театра Кабуки и куртизанки носили более яркие и сложные варианты кимоно, чем все остальные. Новые технологии цветной печати сделали ксилографии доступными. То, что демонстрировалось на сцене, быстро подхватывали торговые классы, а затем правящие слои. Выдающиеся образцы упомянутых гравюр можно найти в разделе «Мир традиционных исполнительских искусств»: Кабуки, бунраку, Но и кёгэн, гагаку, куми-одори в Токийском национальном музее. (Пожалуйста, посетите веб-сайт музея, чтобы уточнить расписание выставок.)
По мере того как Япония закрывалась от внешнего мира, развивались новые техники, в числе которых окрашивание юдзэн, имитировавшее дорогостоящий процесс ручной росписи, что позволяло обойти законы о роскоши. Правящие классы пытались наложить ограничения на цвета и материалы, но торговцы находили обходные пути, когда надевали роскошные кимоно под простые внешние слои, показывая лишь проблески цвета на рукаве или подоле.
Таро Кимоно. Дизайн Окамото Таро (1911–1996). Шёлковый узорчатый атласный дамаск (риндзу) с окраской юдзэн. Высота изделия составляет 161 см, полуширина (от центрального шва до края рукава) 66 см, ширина — 31,5 см, длина составляет 448 см. Дата создания — 1974 год (Сёва 49). Мемориальный музей Таро Окамото, Токио.
Современная японская мода и кимоно
В эпоху Мэйдзи (1868–1912) Япония открылась для международного влияния и начала модернизировать все черты своего общества. Этот период стал интересным моментом для моды, которая сочетала японские и западные стили. Мужчинам предлагалось носить западную одежду, а женщинам — кимоно. Западные технологические достижения привнесли новые методы печати и синтетические красители, что позволило создавать более яркие цвета. Периоды Тайсё и Сёва с движением современного искусства, а также более доступные шелка мэйдзэн, способствовали росту популярных смелых узоров, которые возвращаются в актуальность в наши дни, поскольку молодое поколение вдохновляется ретро-тенденциями.
Выставка «Мода в Японии 1945–2020» в Национальном центре искусств в Токио посвящена исследованию этих изменений и влиянию форм и техник кимоно на современную японскую моду — от утонченной работы с узорами юдзэн Ханаэ Мори до авангардного стиля Ёдзи Ямамото, продвигающего направления 70-х годов и последних трендов «каваи». (Пожалуйста, посетите веб-сайт музея, чтобы уточнить расписание выставок.)
Японский уличный стиль
Японский уличный стиль известен своей смелостью и ультрасовременностью. Хотя единого определения японского уличного стиля не существует, некоторые определяющие тенденции вполне очевидны. Обычно наблюдается свободная и облегающая одежда спокойных и приглушенных оттенков.
Основная концепция состоит в силуэтах и смешении слоев — винтажной одежды, дизайнерского креатива и многого другого. Стильные кроссовки и поясные сумки, которые могут напоминать поясные сумки по функциям, но имеют отличия в дизайне, также часто встречаются в этом стиле.
Альтернативная японская мода
Хотя основной тренд в японской моде характеризуется определённой консервативностью, существуют и более яркие альтернативные стили. Вот некоторые из них:
- Харадзюку: Харадзюку, от названия одноимённого района в Сибуя, Токио, стал центром, где слились западные и традиционные японские стили, образуя уникальные яркие и колоритные модные направления. Этот стиль изначально зародился как форма протеста против строгих социокультурных норм. Яркие цвета, смелый дизайн и многослойность — основные характеристики Харадзюку.
- Лолита: Этот стиль, насыщенный детскими или кукольными чертами, также охватывает более обширную культуру каваи, которая фокусируется на миловидности и привлекательности.
- Когал: Основанный на японской школьной форме, этот термин является сокращением от кокосей, что означает «старшеклассник», и гяру (или «галь»). Этот стиль включает короткие юбки, жакеты, свободные носки, шарфы и сапоги, которые составляют типичный образ когал.
Когда мы говорим об уличном стиле одежды, интересный вопрос возникает: что же это на самом деле означает? Как может одно слово охватывать так много разнообразных форм и выражений?
В конце 2019 года Вирджил Абло, выдающийся дизайнер, который покинул нас в прошлом году, в интервью Dazed провозгласил «конец уличной одежды».
На сегодня, молодежный стиль одежды 2023 включает в себя элементы, такие как яркие и необычные пастельные клетчатые ткани, свитера из сломанных скейтбордов, накладки на велосипедные рули и игрушечные башмаки как часть уличной моды.
Мы также можем заметить актуальность 11 тенденций уличного стиля, проявляющихся в Париже в текущее время.
Я — Полли, приятно познакомиться! Я автор статей на тему моды, стиля и косметологии.