Создание традиционного греческого костюма своими руками для тематического мероприятия или встречи может показаться непростой задачей, но на самом деле, гораздо эффективнее интегрировать элементы греческого стиля в современные наряды.
Греческий национальный костюм: элементы одежды, крой, специфика
С самой древности люди задумывались о внешнем виде своей одежды, разрабатывая различные варианты костюмов как для себя, так и для своей семьи, включая рабов и слуг. В особенности древние греки достигли высокого уровня в искусстве формирования одежды, создавая правила и традиции, которые современные дизайнеры все еще применяют в своей работе. Качество тканей и конструкция греческой одежды способны конкурировать с современными модными изделиями даже через тысячелетия.
В значительной степени специфика греческого национального костюма связана с культурным восприятием человеческого тела, которое считалось венцом природы, идеальным её творением. Одежда древних греков отличалась легкостью и свободой, она струилась и легко драпировалась, подчеркивая фигуру в движении. Несмотря на простоту кроя и отсутствие швов, аристократы могли легко отличаться от простолюдинов по тому, как они завязывали и подпоясывали свою одежду, а также по характеру драпировки. В каждой греческой семье существовали свои секреты ношения традиционного костюма, и человек в аккуратно надетом хитоне всегда вызывал уважение в обществе.
Разновидности
Народный греческий костюм демонстрирует красоту как мужчин, так и женщин. При этом значительная часть предметов одежды древних греков считалась универсальными, и могла носиться представителями обоих полов.
Мужской костюм
Мужчины в Древней Греции обычно носили нижнюю рубашку, известную как хитон, поверх которой укладывался гиматий или хламид. Воины и атлеты предпочитали открытую и короткую одежду, что подчеркивало их физические формы. Аристократы могли позволить себе носить фарос, роскошный плащ ярко-красного или пурпурного цвета, часто украшенный золотыми вышивками.
Женский костюм
Женский костюм в Древней Греции также включал хитон и гиматий, но по особым случаям гречанки надевали пеплос, который можно сравнить с современным платьем, а также короткую накидку, известную как хлайну. Некоторые элементы мужского гардероба, такие как короткие хитоны и хламиды, были запрещены для женщин.
Мужской костюм
Древний грек носил хитон, который изготавливался из широкого кусочка ткани и фиксировался на плечах с помощью застежек (фибул). Удобный пояс завязывался на талии. Общепринятой длиной была до колена, однако молодежь и воины предпочитали укороченные варианты, в то время как пожилые люди и жрецы тяготели к более длинным. В одиночестве хитон не носили при выходе на улицу, потому что его принимали за исподнюю одежду. Для публичных выходов обязательным было дополнение в виде накидки или плаща. Наиболее известной формой древнегреческого плаща был гиматий, представлявший собой прямоугольный куск ткани, драпируемый вокруг тела.
Среди других типов плащей выделяется хламида, предпочитаемая юношами, военными, пастухами и путешественниками. Военный одеяние включало в себя хитон с воинским снаряжением поверх него и хламидой. Костюмы различались по предназначению, разделяясь на повседневные и праздничные, также имели свои отличия в зависимости от профессии и социального положения.
Женский костюм
С точки зрения морали и нравственности той эпохи, женский костюм был длиннее и закрывал значительно больше тела по сравнению с мужским. Одежда женщин, состоящая из хитона и гиматия, отличалась яркостью и разнообразием цветов. Хитоны классического периода имели отвороты на верхнем крае, украшенные искусной вышивкой, орнаментом, а также аппликациями из ткани другого оттенка или цвета.
Женские хитоны, выполненные из тонких и пластичных тканей, были щедро задрапированы и обвязывались под грудью и на талии, создавая видимые рукава благодаря их ширине. Гиматий для женщин был меньше, чем у мужчин, но компенсировался узором и богатством отделки.
В ходе пышных церемоний женщины надевали пеплос, представляющий собой более длинный и широкий наряд.
Национальный женский костюм состоит из нательного платья, рубашки с широкими рукавами, длинной юбки и передника. Одежда женщин из низших сословий имела схожий с тем, что носили знатные особы, внешний вид, но отличалась меньшими размерами и была изготовлена из более дешевых тканей с простыми украшениями.
Греческий национальный костюм
Национальный греческий костюм формировался в средние века, значительно отличаясь от древнегреческой одежды. В византийский период мастера уже овладели искусством кроя и шитья, что дало возможность создавать разнообразные элементы одежды. Ранее основной функцией одежды была только удобство, однако с течением времени она приобрела и эстетическую ценность. Одежда становилась ярче, наряднее и многослойнее, с обилием вышивки и декоративных элементов.
Ключевые элементы мужского греческого национального костюма включают:
- широкий пояс красного или черного цвета, выполняемый как кушак;
- жилет без пуговиц с застежкой в виде декоративных элементов или перекрещивающихся цепочек;
- штаны, которые широки сверху и сужаются к низу (βράκα);
- укороченная куртка с разрезанными рукавами;
- короткая и широкая юбка — фустанелла, напоминающая килт;
- красный головной убор с кисточкой — фареон, аналогичный феске или тюрбану.
Отличительные черты женского греческого костюма:
- широкая белоснежная рубаха-туника;
- длинная широкая юбка (φούστα);
- яркий жилет;
- расшитый передник, зачастую золотом;
- плат, украшенный золотыми монетами;
- широкий пояс.
Преобладающие цвета в национальных одеяниях варьировались, но основной цвет, как правило, был нейтральным.
У мужчин и женщин на ногах обычно были мягкие кожаные обувь, напоминающая закрытые тапочки с узким носом и помпоном.
К концу 19 века костюмы на основе элементов, характерных для разных регионов, вошедших в состав современной Греции, приняли более четкие очертания. Однако в зависимости от географического положения, элементы одежды могли существенно различаться.
Мужская одежда
Наиболее древним элементом греческой одежды, пришедшим от дорийцев, была хлайна, которая служила как верхней, так и нижней одеждой и представляла собой узкий плащ из грубой шерсти. Под хлайну носили хитон, который служил нижней одеждой. Хитон представлял собой прямоугольный кусок ткани, сложенный вдоль туловища, скрепленный на плечах фибулами и подпоясанный ремешком (колпосом) с тщательно завязанными складками. Выделялись две основные разновидности хитонов — дорический и ионический. Дорический хитон был коротким (до колен) и узким, что делало его более удобным для ношения в домашних условиях, тогда как ионический хитон, вошедший в моду в VI веке до н.э., был длинным.
Ионический хитон имел другой крой: свободная сторона ткани скреплялась шнурками, оставляя место для руки, и часто использовался пожилыми людьми, женщинами, аристократами и участниками священных игр. Он складывался из двух кусков ткани, ширина которых могла достигать запястья. На плечах хитон мог фиксироваться не одной, а несколькими фибулами, что позволяло формировать длину рукава.
Часто мужской хитон носили, закрепив только на одном плече, и таким образом возникал экзомис — хитон, соединенный только на одном плече, что оставляло открытую руку и военную половину груди; его носили сельские жители и рабы, а также во время спортивных соревнований. Изготавливался экзомис из грубой шерсти. Верхней одеждой у древних греков был гиматий, длинный плащ с большим количеством складок, который носили поверх хитона. Гиматий также представлял собой прямоугольный кусок шерстяной ткани, который носили как мужчины, так и женщины. Чаще всего гиматий драпировали разными способами, но наиболее распространённым было накидывание одного конца на ногу, а основное же полотно — через спину под правую руку и закидывание другого конца назад. Дорический гиматий, являвшийся аналогом хлайны, сохранился до позднего времени в одежде спартанцев.
Аристократы и цари носили роскошный вариант гиматия — фарос, зачастую из египетского полотна пурпурного цвета. Гиматий имел и короткую форму, называемую хламида, которую фиксировали на шее. Хламида представляла собой прямоугольный кусок ткани, который носили на охоте, во время войны, а также во время путешествий и спортивных состязаний. В Афинах её носили только молодые люди, в то время как в Спарте носили и взрослые граждане. Такой костюм дополнялся шляпой петас, которая была войлочной круглой шапочкой с полями или без них. В VII-VI вв. до н. э. мужчины использовали набедренную повязку, но уже к тому времени популярными становились широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в традиционной одежде сохранились на аттических вазах VI века до н. э. С началом войн с персами (IV в. до н. э.) было принято плотно стягивать талию поясом, что позволяло подогнать хитон до желаемой длины. В эпоху эллинизма (III-I вв. до н. э.) в Греции начинают использовать элементы восточной моды: ткани становятся тоньше и легче, многие из них полупрозрачные и украшены золотыми вышивками. Пурпурный цвет тогда стал особенно модным.
Обувь
Изготовление обуви в Древней Греции было довольно развитыми ремеслом. Самыми простыми видами обуви были сандалии из кожаных или пробковых материалов, которые крепились на ногах ремешками, завязывавшимися до щиколотки. Для крестьян и ремесленников делали удобные башмаки. Воины, в свою очередь, носили сапоги с высоким голенищем, также выполненные из кожи. Для тренировок и спортивных мероприятий изготавливались специальные модели обуви с открытыми пальцами, известные как эндромиды. Спартанские мальчики даже зимой ходили босиком как часть воспитания боевого духа.
Женская обувь тоже строилась на основе сандалий, часто с высоким каблуком или на пробковой платформе для увеличения роста. Сапоги и башмаки, выполненные из мягкой цветной кожи и украшенные вышивкой, аппликациями или драгоценными камнями, носили в холодное время. Обувь в греческом стиле остаётся популярной и сегодня, и при выборе правильной модели следует обращать внимание на сандалии на плоской подошве с множеством ремешков и из мягкой кожи нейтральных оттенков. Эти сандалии прекрасно сочетаются со свободными туниками и платьями в античном стиле.
Аксессуары и украшения
Среди головных уборов древних греков наиболее известными были войлочные шляпы:
- Петас — головной убор для путешественников с широкими полями;
- Пилос — шапочка без полей, носившаяся крестьянами и рабочими.
Шляпы были преимущественно мужскими аксессуарами, женщины могли надевать их только во время путешествий. Женщины придавали большое значение своей прическе, в то время как основным вариантом была прическа с узлом на затылке, состоящая из заплетенных кос или прядей. Для закрепления узлов использовались гребни, заколки, ленты и венки. Волосы украшали кожаными или шеством позолоченными ремнями, а также обручами из золота, серебра, бронзы или кожи.
Мужчины украшали себя перстнями, кольцами, браслетами и амулетами из драгоценных камней. Однако количество украшений, которое мог позволить себе мужчина, регулировалось законом.
Женщинам же были доступны диадемы (налобные и затылочные), цепочки, серьги и ожерелья из золота, серебра и сплавов с вставками из жемчуга. Особенно популярными были браслеты, которые носили на запястьях, предплечьях и даже лодыжках. В отделке ювелирных изделий преобладали растительные узоры, такие как листья, бутоны и цветы.
Благодаря литературным произведениям античности, скульптуре и изображениям на фресках, мода древних греков дожила до нас и продолжает оказывать влияние на современные стили. Мы можем встретить стилизации под хитоны, пеплосы, гиматии и хламиды, а также древнегреческие обувь и украшения у многих современных дизайнеров XXI века. Популярность греческого стиля в моде объясняется его простотой и универсальностью, что позволяет создавать одежду, подходящую для всех типов фигур.