Все, что нужно знать о ксилографии

Гравюра представляет собой вид изображения, которое создаётся на бумажной поверхности посредством механического переноса краски с печатной формы, изготовленной из различных материалов, таких как дерево, металл или камень.

VI—IX века: Гравюра на дереве (ксилография) в Китае.

Как в Европе, так и в Восточной Азии традиционно создавалась только гравюра на дереве, тогда как резьба по дереву доверялась специалистам, известных как формшнайдеры или резчики по дереву. Некоторые из них стали достойно известны в своих кругах. К числу таких мастеров относятся Иероним Андреа XVI века, который также использовал название «Формшнайдер» в качестве фамилии, Ханс Лютцельбургер и Йост де Негкер. Все они не только управляли своими мастерскими, но и выполняли функции печатников и издателей. Формшнайдеры, в свою очередь, передавали блоки для печати специалистам в этой области. Кроме того, существовали и другие мастера, которые занимались изготовлением пустых блоков.

Поскольку художник занимался только созданием графики, а не самой печатью, в музее или книге гравюры часто можно встречать описание, где говорится, что произведение было «создано», а не «автором» художника. Тем не менее, многие авторитетные источники не делают этого различия. Одним из основных преимуществ разделения труда является возможность опытного художника относительно быстро адаптироваться к новым условиям, не прибегая к многочисленным деревянным инструментам для обработки.

Существовали различные методы переноса рисунка художника на блок, следуя которым резчик мог начать свою работу. Рисунок мог быть нанесён непосредственно на блок, который часто предварительно отбеливался, либо на бумагу, которая затем приклеивалась к блоку. В любом случае, процесс вырезания уничтожал оригинальный рисунок художника. К тому же использовались другие методы, такие как трассировка.

В начале XX века некоторые художники как в Европе, так и в Восточной Азии стали выполнять весь процесс создания гравюры самостоятельно. В Японии данное движение получило название сесаку-ханга, что означало «самодельная гравюра», в отличие от традиционных методов. На западе же многие художники начали применять более простую технику линогравюры.

Способы печати:

При сравнении методов глубокой печати, таких как офорт и гравировка, печать на дереве требует значительно меньшего давления. В качестве рельефного метода достаточно просто накатить краску на блок и обеспечить качественный и равномерный контакт с бумагой или тканью для получения удовлетворительного отпечатка. В Европе обычно использовались различные породы деревьев, в том числе самшит и некоторое количество орехов и фруктов, таких как груша или вишня. В Японии же предпочтение отдавалось вишневой древесине, известной как Prunus serrulata.

Существует три основных метода печати, которые следует рассмотреть:

  • Тиснение, использовавшееся для многих тканей и большинства первых европейских гравюр на дереве в период 1400-1440 годов. Этот метод заключался в том, что бумага или ткань размещались на столе или другой плоской поверхности, а затем на них помещался блок, который поддавался нажатиям или ударам молотком сзади.
  • Растирание — это, по-видимому, самый распространённый способ печати на бумаге на Дальнем Востоке на протяжении веков. Этот метод также использовался для европейских ксилографий и блокнотов позже, в XV веке, а также широко применялся в печати тканей. Для растирания блок размещали лицом вверх на столе и накрывали бумагой или тканью, после чего заднюю поверхность натирали «твердой подушечкой, плоским кусочком дерева, полировочной машинкой или кожаным гребнем». Традиционным японским инструментом, использующимся для этих целей, является барен. Позднее в Японии начали создаваться сложные деревянные механизмы, которые помогали удерживать рисунок на дереве в идеальном положении и обеспечивать необходимое давление в процессе печати. Это особенно пригодилось с введением нескольких цветов, которые нужно было наносить с большой точностью на предыдущие слои краски.
  • Печать на прессе. Прессы, как предполагается, стали использоваться в Азии лишь относительно недавно. Печатные станки применялись с 1480 года для европейских гравюр и блоков, а до этого использовались для книжных иллюстраций, выполненных на дереве. Возможно, простые утяжелённые штампы использовались в Европе до появления печатного станка, однако доказательства этого пока недостаточны. Например, у покойной настоятельницы в Мехелене в 1465 году был «unum instrumentum ad imprintendum scripturas et ymagines. cum 14 aliis lapideis printis» — «инструмент для печати текстов и изображений с 14 камнями для печати». Тем не менее, сложно судить о том, что это был печатный станок типа Гутенберга, так как на это ещё нет однозначных доказательств.

Особенности и история

Техника ксилографии считается разновидностью тиражной графики. Печать на бумаге осуществляется благодаря оттиску зеркального изображения с деревянной гравированной доски. Слово «ксилография» происходит от соединения двух греческих слов: «xilo» (дерево) и «grapho» (пишу). Искусство гравюры возникло в Древнем Китае, предположительно, в VI столетии. С этого времени ксилография распространилась в соседние государства, что привело к появлению японской и корейской традиций печати на дереве. Алмазная сутра, печатный буддийский текст, считается наиболее древним образцом техники гравюры. Этот текст датируется 868 годом и в настоящее время хранится в Британской библиотеке.

Ксилография пришла в Европу с заметным запозданием — лишь в конце XIII века. Это было связано с тем, что итальянские мастера стали владеть технологией производства бумаги в промышленных масштабах. Из Италии данная техника постепенно распространилась по другим европейским странам. Изобретение книгопечатания в 1445 году поспособствовало тому, что ксилография быстро стала основным методом создания графических книжных иллюстраций. Тем не менее, в начале XVI века она уступила своё место офорту — технике глубокой печати, использующей металлические пластины.

В России ксилография трансформировалась в уникальный вид печатной графики, известный как лубок. Влюбленные в это искусство мастера вручную раскрашивали печатный оттиск на бумаге, что позволяло создавать яркие и живописные картинки. До середины XIX века лубок играл важную роль в создании религиозных и философских изображений, а также иллюстраций к сказкам, историческим событиям, былинам и пропагандистским материалам.

Англичанин Томас Бьюик в XVIII веке разработал метод поперечной ксилографии, который возвёл к новым высотам популярность искусства печати на дереве. Печать с деревянных досок вновь стала востребованной, и, помимо создания различных изображений, гравюра начала использоваться для репродукции известных картин.

Читайте ещё:  Аппликация по теме Домашние и дикие животные в подготовительной группе

Техника создания ксилографии включает в себя следующие шаги:

  • Гравюра создается на поверхности деревянной доски с помощью ножа или аналогичного инструмента;
  • Изображение может быть нарисовано непосредственно на блоке или перенесено с бумаги, при прошлом закрашивании тыльной стороны графитом или мелом. Аркуша помещается на панель, а по линиям рисунка проводится стилусом;
  • Графит оставляет следы на поверхности, и печатник вырезает те участки, на которые чернила не должны попадать;
  • На образованный рельеф аккуратно наносятся чернила с помощью штемпельной подушечки или валика;
  • Затем блок помещается в печатный станок, на покрытую чернилами поверхность укладывается сыромятная бумага и затем её прижимают прессом; ранее прижимали вручную, но это могло вызвать неравномерное распределение чернил.

Сами деревянные блоки обычно изготавливаются из мягких пород дерева и подлежат естественному высушиванию для уменьшения содержимого влаги. Этот этап очень важен, так как минимизирует риск растрескивания блока во время работы. Размер блока определялся как изображением, так и параметрами печатного станка.

При печати больших гравюр требовалось производить оттиски по частям, затем их соединяли, что позволяло минимизировать возможность растрескивания. В то же время меньшие блоки имели меньшую предрасположенность к растрескиванию. Оптимальной считалась толщина блока в 2,5 см.

Виды техники

Существует продольная и торцовая ксилография — это две основные разновидности, которые сохраняются и по сей день.

Продольная

Ранее европейская ксилография напоминала технику создания досок для набойки. В продольной гравюре форма была построена ножом, а резчик использовал различные ножи с разнообразными формами и размерами. Поверхность дерева шлифовалась, затем на неё наносился рисунок, который вырезали острым ножом с обеих сторон, в то время как рельеф оставался нетронутым. Вот почему продольную гравюру часто именуют обрезной. Фон выбирался при помощи широких стамесок до глубины, не превышающей 5 мм. После этого доска покрывалась специальной краской и делали оттиск на бумаге.

Обрезная гравюра имела одну уникальную особенность — в ней преобладал черный штрих. Технически возможно было создавать и белый, как видно в некоторых флорентийских изданиях XV-XVI вв., где присутствуют такие примеры. Были даже гравюры в стиле негативов, где белый контур контрастирует с черным фоном. Однако такие варианты остаются скорее исключениями. Обычно белому штриху отведено очень скромное место.

Современные художники, работающие в технике продольной ксилографии, чаще всего используют инструменты от линогравюры. Это могут быть полукруглые и угловые стамески, напоминающие клюкарзы и другие подобные инструменты.

Торцовая

Торцовая ксилография также известна как тоновая. Эта техника считается революционной для книжной графики. Она позволила ксилографии вновь занять доминирующее положение в печати, потеснив как офорт, так и резцовую гравюру на металле. Поверхность таких досок была твердой и однородной, что облегчало получение как тонких линий, так и сложных тональных решений по сравнению с продольными досками.

Основным инструментом торцовой гравюры является штихель. Он напоминает те, которые применяются в глубокой гравюре по металлу, но отличается большим разнообразием форм. Штихель имеет узкий стальной стержень, который может иметь различные сечения. Его длина составляет около 10 см, а режущий конец заточен под углом 45 градусов. Обладая грибовидной ручкой, штихель предоставляет возможность воздействия на древесину различными направлениями.

Почему же торцовую гравюру называют также тоновой? Это обуславливается её широким линеарным диапазоном, что помогает создавать произведения, которые по своей пластической выразительности были бы наиболее богатыми.

Например, чётко показывающий черный цвет и белый штрих позволяет добиваться уникальных переходов тонов. Именно поэтому эту технику чаще всего используют при репродуцировании.

Кроме того, этот вид ксилографии отличается долговечностью печатной формы. Качественные оттиски могут достигать сотен и даже тысяч копий. Торцовые доски часто использовались даже для массового тиражирования в типографском деле, включая их в форму для печати заставок, инициалов или мини-иллюстраций. Тиражи при этом, с относительно малым изменением качества, могли достигать десятков тысяч.

Виды и особенности ксилографии

Существует два основных типа ксилографии. Классификация основана на способе распиливания заготовок на доски. Если древесина распилена вдоль волокон, и на ней создаётся гравировка, она называется обрезной или продольной. Торцовая гравюра делается на досках, распиленных поперек волокон. Расположение волокон определяется конечным эффектом на оттиске,что имеет критическое значение для достижения желаемого результата.

Долгое время техника ксилографии развивалась в одном направлении, следуя традициям продольной гравюры. В 1770-х годах английский гравер Томас Бьюик разработал свою методику, основанную на поперечном сечении твердой древесины. После тщательной шлифовки поверхности доски стало возможно работать штихелем в любом направлении.

Твердая древесина позволяет создавать тонкие штрихи и миниатюрные рисунки, которые находили применение в книжных иллюстрациях небольшого формата. Твердая поверхность оставалась долговечной даже при значительных тиражах изданий. Еще одним подвидом ксилографии является цветная ксилография, родоначальником которой стал итальянец Уго да Карпи. В XV–XVI веках он разработал технику печати, которую назвал кьяроскуро (свет-тень).

Читайте ещё:  Лепим с детьми пластилиновые цветы: пошаговая инструкция с фото. Цветы из пластилина.

Для каждого цвета готовилась своя печатная форма, а цветовая гамма определялась заранее. Многоцветное изображение получалось методически путем последовательного наложения досок на оттиск. Цветные гравюры на дереве стали особенно популярными в Китае и Японии.

История ксилографии

Китай

Обсуждение первых упоминаний о ксилографии остаётся актуальным для исследователей; наиболее ранней датой считается 165 год нашей эры. В течение столетий китайские мастера оттачивали своё искусство гравировки, хотя ни одно из таких ранних изображений не сохранилось. Тем не менее, найденная в Дуньхуане гравюра Алмазная сутра (текст священной буддийской книги), продемонстрировала высокий уровень технического исполнения, что позволяет предположить, что эта техника была известна гораздо раньше. Датой первого изображения чаще всего считается период между 706 и 751 годами.

Считается, что древнейшая гравировальная техника появилась в Китае во II веке нашей эры — 868 г. Это связывают с созданием бумаги и нуждой в распространении бумажных религиозных текстов, которые украшались священными изображениями. В качестве материалов для гравировки использовались камень, слоновая кость и древесина. Позже, в 14-17 веках, ксилография стала использовалась для оформления исторических работ, пьес, художественных книг и копирования живописи (создание репродукций).

Ксилография, как одна из древнейших техник, стала ведущей в 5-6 веках н. э. Об этом говорят упоминания в книгах, изготавленных с помощью этой техники. Современная китайская ксилография начала развиваться в 30-х годах XX века.

Япония

Золотой век ксилографии в Японии относят к XVII веку. До этого периода с помощью ксилографии печатались только религиозные тексты, а начиная с 1660-х годов начали иллюстрироваться книги светского содержания. XVIII век стал настоящим расцветом японской ксилографии. Художник Окумура Масанобу, выступая в качестве издателя, ввёл многоцветную печать. В этой технике создаваться женские портреты, пейзажи, юмористические изображения, портреты самураев и календари. Альбомы из цветных гравюр стали известными. Особенно ярко развивалось направление Укиё-э — гравюры в этом стиле стали у истоков городского искусства, возникшего в XVI веке как иллюстрации к рассказам, позже уставились самостоятельным видом искусства.

piqsels.com-id-jngec

Европа

Наиболее древним примером печатной графики в Западной Европе считается кусок дерева, на котором с обеих сторон вырезаны изображения библейских сцен. Этот фрагмент датируется 1370-1380 годами. Позднее он получил название блок Протата в честь человека, который приобрел этот кусок орехового дерева. Этот гравированный элемент предположительно использовался для изготовления отпечатков на ткани. Несмотря на то, что доска была найдена во французской деревне, длительные исследования показали, что она, скорее всего, произошла из Германии.

Изначально печатная форма, изготовленная в технике продольной гравюры, содержала лишь религиозные тексты и изображения (как, к примеру, Библия нищих). Если в XIII-XIV веках ксилография была популярна в Баварии и Эльзасе, то к XV-XVI векам она начала распространяться по всей Западной Европе. Данная техника использовалась для печати алфавитов, календарей, сатирических листков, карикатур и книжных иллюстраций. В XVIII веке после создания торцевой ксилографии её стали использовать для создания иллюстраций, карточек и книжного оформления.

На Руси

На Руси самыми ранними примерами ксилографии стали гравюры XVI века. Благодаря доступности и простоте гравирования по дереву в XVII веке начали тиражироваться лубки, выполненные в черно-белом варианте. Они дополнялись ручной раскраской. Тематика лубков была разнообразной: от сказок и былин до религиозных, философских и пропагандистских произведений. Профессиональные художники начали заниматься ксилографией в XIX-XX веках, создавая книжные иллюстрации, уникальные авторские произведения и копии живописных картин.

История гравюры

История развития этого удивительного и сравнительно молодого вида искусства начинается с момента, когда печатной формой художнику-гравёру стали служить деревянные или металлические пластины, а позже литографские камни. В XX веке с ростом промышленных технологий для художественной гравюры стали активно использоваться новые материалы, такие как линолеум, оргалит, картон, стекло и другие.

Ксилография, как наиболее старая гравюрная техника, подразумевает, что гравёр-резчик с использованием острых ножей и стамески вынимает большие площадки древесины (белое поле на гравюре) и оставляет тонкие линии, на которые в дальнейшем наносится краска. После последующего прижатия чернила остаются на бумаге. Этот метод относится к высокой (рельефной) печати. Доски для печати обычно изготовлены из мягких сортов дерева, распиленных вдоль волокон, что является принципиально важным, поскольку в конце XVIII века была изобретена торцовая ксилография, использующая поперечный распил.

Первые примеры печати с дерева возникли в Восточной Азии около VI–VII века, в то время как в Европе первые отпечатки могли быть выполнены в конце XIV века. Этот способ печати быстро стал востребованным: на нём изготавливались книжные иллюстрации, отдельные религиозные изображения, игральные карты и лубочные картинки в значительном количестве.

Тем же способом, до появления книгопечатания Гутенберга, печатались и книги: каждая страница вырезалась целиком, включая текст и иллюстрации.

На этом этапе можно также упомянуть гравюры Альбрехта Дюрера (1471–1528), например, его известную серию «Апокалипсис»:

Дюрер Альбрехт история гравюры

Также примерами продольной ксилографии могут служить иллюстрации из книг Франциска Скорины:

Киот гравюра Франциск Скорина

Развитие гравюры в последующие века тесно связано с книгопечатанием. В начале XVII века ксилография была вытеснена металлогравюрой, которая обеспечивала большую детализацию и, соответственно, имела большую информационную плотность. Но об этом мы поговорим в следующем материале.

Читайте ещё:  Как сделать смешариков из пластилина поэтапно с фото и видео. Смешарики из пластилина.

Как уже упоминалось, в конце XVIII века появилась торцовая гравюра. Благодаря своим возможностям, она вернула ксилографии популярное место в полиграфической отрасли. Особенно она стала любимым методом среди художников в первой половине XX века.

Портрет Станислава Августа Понятовского. Торцовая гравюра, 1883 год.
Источником для этой репродукционной торцовой гравюры послужила работа гравюры с меди 1798 года Иогана Себастьяна Клаубера (Jgn. S. Klauber), созданная по оригинальной живописной работе известной французской художницы Элизабет Виже-Лебрён 1797 года. Этот пример демонстрирует, как удачно торцовая ксилография имитирует металлогравюру. Оригинал и его копия различаются по множеству визуальных нюансов, включая плотность и форму линий, толщину слоя краски и цветовой оттенок.

События в Польше: битва под Раховом. Торцовая гравюра. Фрагмент.
Эта торцовая гравюра из французского периодического издания «Le Monde illustré» 1864 года выполнена в чистом и чёткем стиле без каких-либо имитаций.

Коллекционирование гравюры

Гравюра является относительно доступным видом изобразительного искусства. Старинные лубки, классические английские меццо-тинто, японские гравюры XVIII–XIX веков служили превосходным дополнением интерьера. Ранее их часто можно было увидеть на стенах любого дома, они были частью повседневной жизни, её утончённым украшением.

В современном интерьере грамотный подход к выбору гравюр становится простым способом создать благоприятную атмосферу, придавая помещению определённый стиль и владелецу шарм.

Правильно подобранная коллекция графики может не только сохранить вложенные средства, но и принести реальную финансовую выгоду.

Однако, не всегда есть возможность приобрести старинные авторские гравюры, которые могут быть недоступны для многих. Но важно помнить, что гравюра возникла в контексте ремесленного производства и несёт в себе прикладные элементы, которые становятся актуальными для всех графических произведений, в том числе и иллюстративных. Все они заслуживают внимательного подхода, тщательного изучения и профессионального сохранения, особенно если они могут привнести положительные образы или возродить забытые и утраченные.

Гравюра, вирусные картинки и пропаганда

Гравюра представляет собой тиражное искусство, так как из одной матрицы можно создать множество копий. Тем не менее, это количество не бесконечно, так как форма со временем изнашивается. Число готовых оттисков определяется рядом факторов, в том числе выбранной техники. Так, сухая игла позволяет получить всего несколько четких отпечатков, тогда как в резцовой гравюре на меди одна пластина может обеспечить несколько ясных отпечатков.

Тиражность и массовость гравюры сделали её одной из первых форм массовых медиа. Гравированные изображения стали важным источником информации об окружающем мире и происходящих в нём событиях.

null

В 1515 году в Европе впервые был представлен реальный индийский носорог. Появление неизвестного существа в Лиссабоне вызвало множество слухов и собрала толпы зрителей. Альбрехт Дюрер, который никогда не видел этого животного и основывался на маленьком рисунке, создал свою ксилографию, которая быстро приобрела популярность и стала единственным образом носорога, известным европейцам. Таким образом, знаменитый Носорог Дюрера стал одной из первых вирусных картинок эпохи Ренессанса.

В XVI веке гравюра и печатное слово стали основными инструментами пропаганды. По всему миру распространились листовки с гравированными картинками в сопровождении печатных текстов, известные как летучие листки. Это были религиозные или сатирические изображения, карикатуры, стихи и политические памфлеты.

Первая информационная война в Германии и распространение лютеранства стали возможны благодаря изобретению книгопечатания и гравюры. В то время как печатные тексты могли читать грамотные люди, сатирические изображения, представляющие папу римского в виде осла или антихриста, были понятны всем слоям населения.

nullnull

Пиратские копии и авторское право

Гравюра имеет интересный эпизод в истории защиты авторских прав. Копировать гравюру проще, чем живопись. Именно это стало предметом злоупотреблений среди недобросовестных предпринимателей эпохи Ренессанса.

null

После огромного успеха гравюр Альбрехта Дюрера многие мастера начали гравировать как свои, так и чужие произведения. Однако быстро было осознано, что процесс создания собственных гравюр требует гораздо больше времени и средств, чем копирование уже готовых произведений. Пиратские копии Дюрера — часто весьма сомнительного качества — стали широко распространяться по всей Европе. Его знаменитый логотип в виде букв A. D. не помогал в борьбе с подделками, а наоборот, только усиливал спрос на такие произведения: изображения с его монограммой покупались гораздо охотнее.

Однажды Дюрер получил сюрприз из Венеции: ему подарили копию его собственной гравюры. Хотя работа была выполнена талантливо, она отличалась техникой исполнения: оригинал был вырезан на деревянной доске, в то время как копия была гравирована на меди. К тому же, ей были добавлены новые мелкие детали, хотя монограмма Дюрера осталась на месте. Плагиатором оказался итальянский гравер Маркантонио Раймонди. По свидетельству Вазари, Альбрехт пришёл в такой гнев, что, покинув Фландрию, он отправился в Венецию и обратился в местное правительство с жалобой на Раймонди.

Техника гравюры обрела популярность в Европе. После своего появления она сменила несколько ролей: объект авторского права, искусство для образованных людей и для масс, вирусные картинки и массовые медиа… Представляется, что гравюра действительно оказала значительное влияние на изменение мира.

Приближается экзамен по истории искусства, и вы всё ещё путаете импрессионизм с экспрессионизмом и мысленно готовитесь к пересдаче? Главное на экзамене — это спокойствие. Чтобы избежать волнений и быть уверенными в своих знаниях, ознакомьтесь с саммари Все “измы” живописи за 24 часа. Для читателей Журнала мы предлагаем промокод BLOG30, который обеспечит бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.

Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий